Home » Экономика » Сохранить «Северный поток-2»: что будет с «замороженным» газопроводом

Сохранить «Северный поток-2»: что будет с «замороженным» газопроводом

«Газпром» смирился с тем, что новый экспортный маршрут «Северный поток-2», который уже построен, но так и не запущен в эксплуатацию, сможет набрать максимальную скорость поставок «голубого топлива» в Европу только после 2028 года. До этого срока по его трубам в лучшем случае сможет экспортироваться лишь половина заявленных объемов, причем лишь в том случае, если соответствующее разрешение даст Германия. Пока монополия нашла применение сухопутному отрезку трубопровода, который компания собирается направить на развитие газоснабжения северо-западных регионов нашей страны.

Фото: Алексей Меринов

Угрозы Европы со временем полностью отказаться от российских нефти, угля и газа, вынуждают «Газпром» искать альтернативные пути использования ориентированных на экспорт трубопроводов.

Идей немного, поскольку практически все каналы изначально были нацелены на конкретных покупателей. Но варианты все же существуют. Как заявили в «Газпроме», избыточные сухопутные мощности  «Северного потока-2», которые пролегают по российской территории, можно будет задействовать для развития газоснабжения северо-запада страны. При этом «Газпром» пока сохраняет надежду, что к европейским распределительным сетям сможет еще подключиться первая нитка трубопровода, если на то дадут разрешение власти Германии, — это направление обеспечит половину от расчетного потенциала сырьевого маршрута. По отношению ко второй нитке  «Северного потока»  «Газпром» не испытывает иллюзий, полагая, что ее запуск состоится не ранее 2028 года.

Последний раз план газификации Северо-Западного федерального округа обсуждался в конце года на встрече главы «Газпрома» Алексея Миллера с полпредом президента в регионе Александром Гуцаном. Были намечены основные пункты реализации программы газоснабжения на 2021–2025 годы: запланировано строительство почти 290 новых газоотводов, межпоселковых сетей и реконструкция 26 ГРС, что позволит увеличить подачу действующим и подключить новых потребителей примерно в 690 населенных пунктах. В первую очередь монополия собирается уделить внимание Ленинградской области, завершив технически возможное обеспечение местных потребителей на 100%.

«С газификацией Северо-Западного округа в принципе все понятно, — отмечает генеральный директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Помимо Петербурга и области с подачей газа неплохо обстоят дела в Калининградской, Новгородской и Псковской губерниях, в Коми. Здесь придется только довести трубопроводы среднего и низкого давления до конечных потребителей, в первую очередь подключить к газу население. 

Ряд северных областей, в том числе Мурманскую область, газифицировать нецелесообразно — на эти территории поступает сжиженное топливо.

Основной вопрос — что будет с трубами, проходящими через акваторию Северного моря? Самый современный в мире газопровод продолжит лежать мертвым грузом еще шесть лет кряду и максимум будет использоваться лишь наполовину».

У многих наблюдателей возникают серьезные опасения, что за такой длительный срок бездействия подводный отрезок трубы может потерять свои эксплуатационные характеристики. «Теоретически крупных неприятностей не предвидится. Все морские участки СП-2 забетонированы и не имеют прямого контакта со дном Балтики, так как расположены в бетонных кожухах, — объясняет эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — К слову, у первого газопровода «Северный поток», который был построен более десяти лет назад, до сих пор не наблюдается признаков внешней коррозии».

Впрочем, газопровод должен будет проходить постоянную техническую диагностику и проверку на отсутствие дефектов, которые рискуют возникнуть во время простоя. «Маловероятно, что погодные обстоятельства или непредвиденные форс-мажоры на балтийской дистанции «Северного потока-2» способны нанести ощутимый вред газовому маршруту, однако полностью такие ситуации исключать не стоит. История не знает примеров, чтобы морские газопроводы оставались бездействующими такой длительный период, — отмечает Пикин. — Расходы на замену даже одного километра трубы могут составить от одного до нескольких десятков миллионов долларов. 

Учитывая, что протяженность СП-2 превышает 1200 километров, повреждение значительной части газового маршрута обернется миллиардными затратами. Поэтому, находясь в нерабочем состоянии, трубопровод может если не удвоить, то заметно увеличить затраты на свое строительство».

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.