Home » Общество » Пламенная речь в защиту ЕГЭ: «Не отменять, а упрощать!»

Пламенная речь в защиту ЕГЭ: «Не отменять, а упрощать!»

Люди, которые требуют отменить ЕГЭ, чаще всего ничего в нем не понимают. Я как мать прошлогодней выпускницы говорю об этом, исходя из личного опыта.

Байка про то, что у друга сына знакомых в прошлом году по литературе был тупой вопрос: какого цвета глаза у лошади Вронского, бродит по интернету уже лет десять. Жалко, что за такие фейки не наказывают. Потому что они приносят гораздо больше вреда, чем некоторые другие.

Фото: Евгений Семенов

ЕГЭ давно уже не тот. И лошадь Вронского никого не интересует. Да и наши дети не те, чтобы с лёгкостью превратиться в своих мам и пап, а то и бабушек с дедушками, сдававших экзамены на аттестат зрелости.

На самом деле ЕГЭ — живой организм, который за время своего существования с 2009 года изменяется и совершенствуется.

Что ж, ломать не строить. Смогут ли придумать что-то лучше? Возможно, когда-то не следовало отменять старую билетную систему сдачи, но это было сделано по огромному количеству причин, прежде всего для того, чтобы дать возможность детям из регионов не приезжать в Москву на вступительные, а присылать в вузы результаты единого экзамена. Правда, как раз вот этого давно уже нет. Все более или менее топовые вузы давно уже ввели дополнительные внутренние испытания, чтобы лично проверить уровень абитуриентов.

Ну, так винить в этом надо не ЕГЭ, а некоторые регионы, где количество стобалльников едва ли не равняется числу одиннадцатиклассников. Коррупция, которую должна была победить новая система выпускных, никуда не делась. Но разве в этом виноват Единый государственный, а не те, кто на нем наживаются?

В прошлом году ЕГЭ сдавала моя дочь. 100 баллов литература, 88 русский, 91 английский. Базовую математику у нас отменили из-за пандемии. У тех, кто сдавал профиль, то есть углубленно, она была, нас бог миловал.

Наверное, при экстремальных обстоятельствах это было и правильно. А ещё более правильно, когда в 2015 году экзамен по математике был поделён на базовый и профильный уровень, что дало возможность дифференцированно проверить качество знаний, как у тех, кто нацелился на технические вузы, так и тех, кому эта алгебра в жизни не сдалась.

Некие усреднённые задания по математике, как в мои времена — четверть века назад, когда тройку от пятёрки отличало лишь полностью расписанное решение, включая написанное без орфографических ошибок к нему объяснение, так как сами задачи были средними и типовыми. Это настолько уже устаревший метод, что о нем и вспоминать  неловко.

Когда мне говорят, что ЕГЭ — это тесты, где нужно выбрать из нескольких ответов — правильный, и поставить в клетку галочку, я понимаю, что передо мной человек, который ничего в ЕГЭ не смыслит

Потому что как таковых тестов давно уже нет. Но есть другое. Что явно требует совершенствования. Литература, к примеру, состоит из пяти сочинений (два по поэзии, два по прозе и одно большое, на выбор из нескольких тем, анализирующее конкретное художественное произведение), которые нужно написать за 3 часа 55 минут. Почему такое странное время? Если испытание длится четыре часа, то детей нужно организованно кормить, а так не обязательно. Время — деньги.

Ну, так вот мое единственное выпускное сочинение за 11 класс и в сравнение не идёт с тем, что пришлось пережить моей дочери. Это же надо мгновенно переключаться с темы на тему, полностью рассчитать время (многим как раз его и не хватило) и ещё следовать определённым алгоритмам.

Да, есть конкретные правила, согласно которым нужно писать сочинения. Полёт мысли не прокатит. Так скажите мне, где сейчас нет таких правил? И чем раньше выпускник поймёт, как оно устроено в реальной жизни, тем для него лучше.

По-моему, ЕГЭ нужно не отменять, а упрощать. Составителей заданий так закритиковали этими примитивными «галочками в клеточках», что год от года экзамен становится все сложнее и сложнее. Чтобы никто не мог их упрекнуть. А дети страдают.

Дошло до того, что в 2020 году из 90 тысяч школьников, сдававших химию, 55 тысяч собрались подавать коллективную жалобу. Вместо нормальных задач одиннадцатиклассники получили задания олимпиадного уровня. Средний балл по этому предмету сразу упал на 2,3 и составил 54,5. На 100 баллов написали всего 833 человека в России, чего вообще никогда не было. В Госдуме даже потребовали пересмотреть результаты, правда, в итоге так ничего и не пересмотрели.

Год от года усложняется английский язык. Сейчас, как говорят те же эксперты, сдать ЕГЭ в школе гораздо сложнее, чем международные TOEFL и IELTS. Проще тянуть билет и надеяться на удачу, чем написать эссе на 200-250 слов, при этом используя синонимы некоторых слов и понятий, и повторяться нельзя. А вы так могли бы? Я — нет, несмотря на свою некогда пятерку по английскому. Дальше «London is the capital of Great Britain» советская школа, увы, не продвинулась.

Правда, судя по тому, что недавно изрёк крымский вице-спикер Константинов, скоро и это будет не нужно. Зачем нашим детям вообще английский, если Константинову больше не грозит поехать за границу? Пусть и они дома сидят, языков не знают.

Что в ЕГЭ действительно плохо и неправильно — это то, что школа к нему не готовит от слова совсем. Учителя давно поняли, что зарабатывать можно только репетиторством, передают учеников по цепочке «ты мне — я тебе», и особо не стремятся давать знания во время уроков. Это да, это саботаж. В то время как ЕГЭ – это чёткая структура, требующая постоянной подготовки и определённой сноровки для успешной сдачи.

Поэтому высокие баллы выпускников — только заслуга родителей, отдающие за последний год обучения сумму нередко эквивалентную году учебы в топовом университете.

Ещё один минус — это садистские методы проведения самого экзамена, досмотр на входе и охрана на входе в туалет как преступников. Но опять же не ЕГЭ в этом виноват, а наш менталитет.

Нужно ли отменять ЕГЭ? Хорошо, его отменим и разрушим до основания, а что взамен? Сочинения и контрольные, как в старину?

Но окружающий мир давно изменился. Ускорился в десятки раз. Изменилось мышление. Изменились способы подачи и восприятия информации. Мы можем обманывать себя, что все по-прежнему, и делать вид, что перенеслись на полвека назад на машине времени. В том числе и в образовании. Возможно, бабушки и дедушки порадуются, что внучата, совсем как они, сдают на аттестат зрелости, а не этот «ваш непонятный ЕГЭ».

Задумаются ли они, что этим вычёркивают своих детей из конкурентной борьбы за место под солнцем? Да, окно в Европу, прорубленное некогда Петром, конечно, сегодня успешно заложено. Хорошо ли это?

Не лучше оставить что-то известное, чем придумать что-то старое? Иначе весь мир уйдёт вперёд, а мы так и останется на второй год писать сочинение на свободную тему.

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.