Home » Общество » Эксперт оценил опасность полетов в обход России через Северный полюс

Эксперт оценил опасность полетов в обход России через Северный полюс

Финны жалуются, что из-за санкций им приходится летать в обход России — через Северный полюс. Но и на этом маршруте есть ограничивающие факторы. Например, действующие вулканы на Камчатке и активное солнце в северных широтах, которое влияет на работу радиосвязи. К тому же, на ледовом куполе нет запасных аэродромов. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили Заслуженного пилота СССР, члена Общественного Совета по гражданской авиации Ространснадзора Олега Смирнова, который в свое время стал самым молодым заместителем министра гражданской авиации Союза.

— Финская сторона озвучила проблемы обоснованно, — говорит Олег Михайлович. — Национальный перевозчик Финляндии — авиакомпания Finnair — уже 50 лет летает без единой авиакатастрофы. Вместе с австралийской компанией они являются самыми безопасными авиакомпании мира. Я разделяю беспокойство профессионалов из Finnair. И мне очень жаль, что авиакомпания пострадала от действий  недальновидных политиков. Они навредили не только нам, а в большей степени — себе. (Финляндия, в связи с событиями на Украине, наряду с другими странами, закрыла свое воздушное пространство для российских самолетов. Россия, соответственно ввела ответные санкции. — Авт.) Finnair потеряла больше, чем кто-либо. Сейчас речь идет уже о банкротстве авиакомпании, которая летала по всему миру. 

Олег Смирнов напоминает, что в Хельсинки располагается международный аэропорт мирового значения, у Финляндии — очень выгодное географическое положение северной страны, которое позволяло ей перевозить пассажиров из Европы в Азию кратчайшим путем, с минимальными затратами.

— Из Хельсинки было легко — через нашу страну — попасть в Японию, Шанхай, Гонконг, Пекин, Сеул и так далее. Наша Единая система организации воздушного движения работала как часы. Мы полностью обеспечивали безопасность полетов воздушных судов над своей территорией. И всего этого Finnair сейчас лишилась.

Теперь финны сетуют, что российская ответная блокада нанесла им сокрушительный удар. Обходные маршруты пролегают через Северный полюс, а также через Ближний Восток и Южную Азию. 

— А это — плюс 4 тысячи километров к маршруту?

— Конечно, это влияет на экономику полета. Увеличивается количество часов налета — часа на три. А это — дополнительные тонны керосина, расходуются ресурсы самолетов, моторесурсы двигателей, всего оборудования и так далее. Это большие накладные расходы. За месяц набегает — миллионы евро дополнительных затрат.  

И — второе немаловажное обстоятельство. При полете через Северный полюс, нет запасных аэродромов. Я по своему опыту знаю, ни один командир корабля не вылетит до тех пор, пока у него в полетном плане не будет стоять запасной аэродром. Согласно мировым правилам, запрещено вылетать в какой-либо пункт на карте, не имея при этом официального запасного аэродрома. И для этого должно быть предусмотрено топливо в баках. А запасных аэродромов на ледовом куполе нет. Ближайшие — наши северные аэродромы. Куда деваться в случае критического отказа? Надо срочно снижаться и производить посадку. А посадку придется производить на лед со всеми вытекающими последствиями. Там могут быть и торосы, и низкая температура.  

Руководитель диспетчерской службы Маттс-Андерс Нюберг в беседе с журналистами говорит, что и на маршруте через Северный полюс есть свои ограничения. Это и активное солнце в северных широтах, и действующие вулканы на Камчатке.  

— Извержение вулкана на самом деле представляет опасность для пролетающих самолетов. Заходить в след извержения вулкана категорически запрещено. Микрочастицы пепла и пыли могут попасть в двигатель самолета и привести к его остановке. Это опасное явление, которое надо обходить.

Теперь, что касается активности солнца в северных широтах и радиосвязи. Чем больше излучение солнца, тем больше заряженных частиц появляется в ионосфере. Ионизация атмосферы приводит к нарушению прохождения радиоволн. Бывают сбои. В то время как наличие регулярной радиосвязи для авиации — это жесточайшая необходимость.

Как видим, и пилоты сталкиваются с проблемами, и национальный перевозчик Финляндии продолжает нести убытки. Нет теперь и дохода в виде аэронавигационных сборов, которые получала Финляндия от тех же Нидерландов и Дании, чьи самолеты летали в Азию через воздушное пространство Финляндии.

Финны, по словам Олега Смирного, настолько себе навредили, что сейчас авиакомпании трех стран — Швеции, Норвегии и Финляндии — собираются объединиться в единую авиакомпанию.

— Вот до чего дошло. Доигрались. И, если политические игры будут и дальше заменять профессиональные авиационные мировые постулаты, то скоро они будут летать только через Южный полюс. То есть, полеты прекратятся вообще. Никакого керосина не хватит летать через Южный полюс. Они сами себя загнали в ловушку. Выход я вижу один: мы всегда были и остаемся открытыми для международных полетов. Мы строго придерживаемся строгих авиационных правил Международной организация гражданской авиации (ИКАО). И ждем сигнала из уст разумных людей, а не пошлых политиков, которые довели авиационный мир до той картины, которую обрисовали специалисты Finnair.

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.